Прокурор разъясняет закон

 

Реализация права на освобождение от призыва на военную службу

В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 98-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» с 1 сентября 2019 года граждане, имеющие право на освобождение (отсрочку) от призыва на военную службу и отказавшиеся от реализации своего права, подлежат призыву на военную службу. Отказ от реализации соответствующего права осуществляется посредством подачи гражданином заявления о таком отказе в призывную комиссию.

Данным законом предоставлено право на досрочное увольнение с военной службы гражданам, призванным на военную службу до 1 сентября 2019 года, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, проходивших военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в указанные периоды.

Закон вступает в силу 1 сентября 2019 года.

Государство окажет поддержку родителям, у которых в 2019 - 2022 годах родится третий (или последующий) ребенок, в погашении ипотечного кредита

Федеральным законом от 03.07.2019 N 157-ФЗ внесены изменения в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Согласно закону, государство поддержит семьи, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам). При определении права на господдержку не учитываются дети, не являющиеся гражданами РФ, а также дети, в отношении которых родитель был лишен родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

В рамках господдержки предоставляется возможность полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей.

Воспользоваться данной мерой господдержки можно однократно, в отношении только одного ипотечного жилищного кредита, направленного на приобретение жилого помещения, жилого дома либо земельного участка под его строительство. Кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 1 июля 2023 года. Реализация мер господдержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере (АО "ДОМ.РФ").

Порядок обращения граждан, а также перечень необходимых документов определяется Правительством РФ.

Томская транспортная прокуратура разъясняет особенности перевозки детей железнодорожным транспортом

Порядок перевозки ребенка зависит от возраста, а также от того, имеет ли он право на льготу.

Согласно правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, на льготный проезд по железной дороге имеют право дети в возрасте до 10 лет. До пяти лет без предоставления отдельного места (с предоставлением за плату), с 5 до 10 лет проезд оплачивается в соответствии с тарифом.

При проезде в поездах пригородного сообщения действуют аналогичные правила, только с предоставлением отдельного места.

Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999178-ФЗ «О государственной социальной помощи» д ети-инвалиды имеют право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и на бесплатный проезд для сопровождающего их лица.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» д ети-сироты , дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам, имеют право бесплатного проезда раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

В силу Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 № 1172 «О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий» школьники и воспитанники общеобразовательных учреждений имеют скидку 50% на проезд в общих и плацкартных вагонах, а также в вагонах с местами для сидения скорых и пассажирских поездов дальнего следования во внутригосударственном сообщении.

При проезде в фирменных скорых и фирменных пассажирских поездах школьники и воспитанники общеобразовательных учреждений оплачивают 50% стоимости проезда в обычном скором или пассажирском поезде и разницу между этой стоимостью и стоимостью проезда в фирменных скором или пассажирском поезде. Льгота предоставляется с 1 января по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря.

Томская транспортная прокуратура напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности на железнодорожном транспорте

Среди всех видов транспорта в России железнодорожный транспорт занимает ведущее место, что объясняется его универсальной возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года. Вместе с этим железнодорожный транспорт и пути сообщения железной дороги являются объектами повышенной опасности.

Согласно Федеральному закону «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лил.

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, на пассажиров и участников железнодорожного процесса накладывают ряд ограничений.

Так, переход железнодорожных путей возможен только в специально оборудованных для этого местах. При этом необходимо убедиться в отсутствии приближающегося поезда. При переходе железнодорожных путей необходимо снимать наушники и капюшон, они могут помешать заметить приближающийся поезд.

На объектах железнодорожного транспорта:

— запрещается подлезать под пассажирские платформы и подвижной состав;

— запрещается прыгать с пассажирской платформы на пути;

— запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;

— запрещается находиться на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения;

— запрещается подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети, воздушных линий и искусственных сооружений;

— при нахождении на железнодорожной платформе, запрещается приближаться к ее краю, необходимо стоять за ограничительной линией. Особенно опасно приближаться к краю платформы на линиях со скоростным движением — из-за силы воздушного потока, создаваемого проходящим мимо поезда, вы можете потерять равновесие и подвергнуть себя опасности.

Любое незаконное вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта ставит под угрозу безопасность движения поездов. Например, повреждение железнодорожного подвижного состава и других объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, приводит к крушению поездов, авариям, сходам поездов с рельс и как следствие к многочисленным жертвам.

Под запрет подпадают также: наложение на пути посторонних предметов; оставление ложного сообщения о готовящемся террористическом акте на объектах железнодорожного транспорта.

Виновные в нарушении установленного для железнодорожного транспорта режима привлекаются к административной и уголовной ответственности.


Федеральным законом от 29.05.2019 № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за повторно совершенное самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии.

Повторное совершение правонарушения, которое выражается в самовольном подключении к электрическим и тепловым сетям (за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам), самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
 
Указанный закон  действует с 09.06.2019.
 
Памятка для граждан на тему: «Восстановление нарушенных жилищных прав в судебном порядке»
 
«Что необходимо учитывать при обращении в органы прокуратуры»
 
Гражданам, которые обращаются за защитой своих прав в органы прокуратуры, следует помнить, что прокурору необходимо определенное время для проверки доводов заявителя, сбора дополнительных документов и подготовки заявления в суд. Факт обращения гражданина в прокуратуру не прерывает и не приостанавливает течение процессуальных сроков для защиты права. Поэтому не следует затягивать вопрос о направлении жалобы в прокуратуру, если процессуальные сроки для инициирования судебного спора истекают.
 
Обращение в прокуратуру может быть подано в письменном виде, в электронном виде либо устно на личном приеме у должностного лица органа прокуратуры.
 
Обращаясь в прокуратуру за помощью, не следует скрывать информацию, имеющую отношение к предмету жалобы, например, наличие уже состоявшихся судебных постановлений по Вашим искам, факты самостоятельного направления аналогичных заявлений в суд, наличие заключений и ответов государственных органов и органов местного самоуправления по рассматриваемому вопросу, и т. п. Это затруднит или сделает невозможным защиту Ваших прав прокурором.
 
Наиболее распространенные нарушения жилищных прав граждан, являющиеся основаниями для обращения в суд:
 
— незаконный отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
— необеспечение жильем лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, например, детей-сирот после окончания ими образовательных учреждений, граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания;
— невыполнение наймодателем (местной администрацией) обязанности по капитальному ремонту жилого помещения, предоставленного гражданину по договору социального найма;
— невыполнение управляющей компанией обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (протекание крыши, затопление подвала и т. п.);
— незаконный отказ в приватизации жилого помещения;
— предоставление некачественных коммунальных услуг (например, снабжение питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности).
 
Условия обращения в суд прокурора Статья 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статья 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
 
По общему правилу, такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
 
Иными словами, при обращении в прокуратуру граждан, проживающих в государственных и муниципальных жилых помещениях (по договорам социального найма), для прокурорского вмешательства в судебном порядке достаточно самого факта поступления жалобы, но в отношении гражданина- собственника квартиры помимо обращения и имеющихся документов, подтверждающих факт нарушения закона, необходимы доказательства невозможности по уважительным причинам самостоятельной защиты своих прав (например, копия документа об установлении инвалидности, копия пенсионного удостоверения и т. п.).
 
Сроки обращения в суд граждан за защитой жилищных прав
 
Законами установлены специальные сроки для обращения в суд, при нарушении гражданином которых суд может отказать в удовлетворении заявления исключительно по основанию их пропуска, без рассмотрения требований, по существу.
 
Общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196 ГК РФ).
 
По сделкам с жилыми помещениями (например, приватизации) срок исковой давности отсчитывается со дня, когда началось исполнение сделок (ст.181 ГК РФ).
 
По статье 256 ГПК РФ, незаконные действия органов государственной власти и местного самоуправления можно обжаловать в суд в течение 3 месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении прав (например, со дня получения отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении).
 
Участие прокурора в гражданских делах по искам о защите жилищных прав
 
По гражданскому делу, возбужденному судом на основании иска (заявления) прокурора в защиту жилищных прав гражданина, в процессе участвуют сам гражданин, в чью пользу заявлены требования, и прокурор, наделенный правами истца (заявителя).
 
И гражданин, и прокурор (с учетом мнения данного гражданина) вправе обжаловать судебные постановления по такому делу.
 
В соответствии со ст.45 ГПК РФ из всех категорий жилищных споров, возбужденных судом по искам иных лиц, прокурор вступает в процесс и дает заключение только по делам о выселении.
 
В том случае, когда гражданин самостоятельно обратился в суд с требованием о защите жилищных прав (не связанным с выселением), прокурор не вправе принимать участие в рассмотрении гражданского дела, обжаловать решение суда и совершать иные процессуальные действия даже тогда, когда истец после направления в суд иска утратил способность самостоятельно отстаивать свои интересы в процессе (например, в связи с ухудшением состояния здоровья).
 
Обжалование судебных постановлений
 
Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле, прокурору, если он участвовал в процессе.
 
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос об их правах и об обязанностях разрешен судом.
 
Жалоба подается на решения мировых судей — районный суд; на решения районных судов в областной суд в течение месяца со дня принятия судебного акта в окончательной форме через суд, вынесший решение.
 
Жалоба на определение о прекращении, приостановлении производства по делу подается теми же лицами в том же порядке в течение 15 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.
 
В дальнейшем (после вступления судебных постановлений в законную силу) возможно их обжалование в кассационном и надзорном порядке в соответствии с гл. 41, 41.1, 42 ГПК РФ.

Нетрудоспособность не препятствует увольнению работника в связи с истечением срока трудового договора

Трудовой кодекс устанавливает ограничение на увольнение работника в период нетрудоспособности. Согласно требованиям статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
 
Увольнение в связи с истечением срока трудового договора не относится к увольнению по инициативе работодателя, в связи с чем, временная нетрудоспособность истца на дату увольнения не препятствует увольнению.
 
Истечение срока действия срочного трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) является объективным событием, наступление которого не зависит от воли работодателя, а потому увольнение работника по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения трудового договора. Работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода, либо в связи с наступлением конкретного события, с которым связано его окончание.
 
Существует судебная практика, согласно которой в данной ситуации на работников не распространяются гарантии, предусмотренные ч. 6 ст. 81 ТК РФ, и увольнение признается правомерным (Апелляционные определения: Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.04.2016 по делу N 33-2024/2016; Московского городского суда от 12.09.2017 по делу N 33-36562/2017, от 12 декабря 2018 г. № 33-54921/2018 и др.).
 

С 1 марта 2019 г. изменяется порядок осуществления автобусных перевозок

Федеральным законом от 30.10.2018 № 386-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 и Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части исключения обстоятельства, при котором перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом могут осуществляться в уведомительном порядке без получения лицензии (перевозки по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП).
 
В соответствии с внесенными изменениями в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности.
 
Лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
 
То есть лицензирование не требуется только для автобусов государственных служб, а также для перевозок по территориям предприятий (например, по большим заводам или карьерам).
 
Во всех остальных случаях требуется лицензирование.
 
За отсутствие лицензии назначается штраф от 50 тыс. рублей гражданским лицам и до 400 тыс. юридическим лицам.
 
Все транспортные компании и частные лица, которые занимаются перевозками пассажиров должны получить на это официальное разрешение
 

Изменился порядок рассмотрения обращений граждан

Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» внесены изменения, вступающие в силу с 8 декабря2017.

С этого времени ответ на письменные обращения в госорганы будет даваться только в письменном виде, а на электронные - в электронном.

Уточнено также, что к электронным обращениям в госорганы можно прилагать документы только в электронной форме. Ранее допускалось их направление в бумажном виде. Также допускалась возможность ответа на письменное обращение в электронной форме и наоборот.

Кроме того, установлено, что на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен на официальном сайте соответствующего госоргана. В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на сайте, гражданину, направившему обращение, в течение семи дней сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ.

Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, его направившему.


О порядке предоставления ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами

Приказом Минтруда России от 11.09.2017 № 669н утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, прекращено действие Административного регламента, утвержденного 16 февраля 2016 г.

Для получения таких выплат необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда России с заявлением, которое рассматривается в течение 10 рабочих дней со всеми необходимыми документами.

Прием заявления и документов, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется в день их подачи.

Прием заявления и документов, направленных по почте, поданных через многофункциональный центр, заявления, представленного в форме электронного документа, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом ПФР.

Определены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также формы контроля за исполнением государственной услуги.

В приложении к регламенту приведены формы заявлений о назначении выплаты, о перерасчете ее размера, о согласии на осуществление неработающим трудоспособным лицом ухода за ребенком-инвалидом, о продолжении и прекращении такого ухода, о выплате неполученных сумм выплаты в связи со смертью ребенка-инвалида и др.

По сравнению с ранее действовавшим регламентом расширен перечень информации, размещаемой на Едином портале и сайте ПФР. Теперь в указанных источниках размещается также: краткое описание порядка предоставления государственной услуги; порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу; информация о заключенном соглашении о взаимодействии; информация о возможности участия граждан в оценке качества предоставления государственной услуги, в том числе в оценке эффективности деятельности руководителя территориального органа ПФР, а также справочно-информационные материалы, содержащие сведения о порядке и способах проведения оценки.